Татьяна (s0no) wrote,
Татьяна
s0no

Совесть как инструмент для пыток, Или что дают нам эти муки?

  Ах, чувствую, ничто не может нас
Среди мирских печалей успокоить;
Ничто, ничто… Едина разве совесть.
Так, здравая, она восторжествует
Над злобою, над темной клеветою,
Но если в ней единое пятно,
Единое, случайно завелося,
Тогда – беда! Как язвой моровой
Душа сгорит, нальется сердце ядом,
Как молотком стучит в ушах упрек,
И все тошнит, и голова кружится,
И мальчики кровавые в глазах…
И рад бежать, да некуда… ужасно!
Да, жалок тот, в ком совесть нечиста.

 А.С.Пушкин  «Борис Годунов»

 

Как видно из эпиграфа, солнце наше Александр Сергеевич относился к совести как к очень серьезному пыточному механизму, способному вызвать в организме все, что угодно – от физиологического расстройства до галлюцинаций.

Откуда же взялась в человеческой психике эта самая совесть? Мнения философов по этому поводу расходятся. Так называемые интуитивисты считают совесть природным, врожденным свойством человека, не производимым из других элементов.  Эволюционисты, напротив, рассматривают совесть как продукт развития общества, позволяющий управлять поведением индивида в интересах этого самого общества.

Но философские споры интересны разве что самим философам, а с муками совести сталкивался, наверное, каждый.

Когда ребенок растет, он усваивает основные нормы поведения. Не убий, не укради и куча всего по мелочи. Формируется такой каркас из правил, внутри которого мы и живем. Эти правила не обязательно касаются взаимоотношений с другими людьми – они вполне могут регулировать наши взаимоотношения с собственным телом или психикой.

Например, у вас есть лишний вес, и вы считаете, что его нужно сбросить. Для этого вы разрабатываете систему действий – неделю сидеть на жесткой диете. И тут – как всегда, не вовремя – день рождения у подруги. Съесть легкий салат – это приемлемо. Постное мясо тоже укладывается в допустимые пределы, а от пюре вы мужественно отказываетесь. Но вот на десерт подают пирожные – ах, как вкусно! – и все благие намерения испаряются в мгновение ока.

А что потом? А потом вас начинает мучить совесть. Нет, кровавых мальчиков вы, скорее всего, не увидите.  Не такой уж это грех - съесть пару пирожных. Но радость от встречи с подругой и вкусной еды будет отравлена.

Или вы знаете, что родители без вас скучают. Надо отложить дела и съездить их проведать. Но у вас своя жизнь – семья, работа, друзья. И времени на родителей не находится. Совесть тут как тут. Грызет, ворочается внутри.

Но самое интересное, что я ни разу не видела, чтобы эта самая совесть реально изменила какого-нибудь человека. Люди ведут себя, как те мыши из анекдота - колются, плачут, но продолжают жрать кактус.

Только ли совесть портит нам жизнь? Отнюдь нет. Стыд, страх наказания (у кого - уголовного, а у кого и потустороннего), чувство вины – целый сонм чудовищ терзают душу, делая нас добропорядочными членами общества. Рождаемся ли мы с этими демонами внутри, или заражаемся в раннем детстве личинками, из которых они вырастают позже – это не важно. Главное, всю жизнь мы живем вместе с ними, подчиняясь их злобной воле. Зачем?

Если наше поведение раз за разом выходит за рамки каркаса, в которые пытается загнать нас совесть, значит, наше подсознание построило совсем другую конструкцию, которой оно и руководствуется. Вместо того, чтобы снова и снова испытывать душевные муки, наверное, нужно эти рамки изменить – сделать непротиворечивыми. Или, ничего не меняя,  принять себя такими, какие мы есть – со всеми слабостями и недостатками. И жить в ощущении счастья.


Вот скажите честно, френды, смогла ли ваша совесть изменить ваше реальное поведение хоть в чем-нибудь? Вот согрешили, помучились и стали праведниками. Хоть в чем-нибудь.

Tags: житейское, пси
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 76 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →