Татьяна (s0no) wrote,
Татьяна
s0no

Categories:

Про дачу. Еще раз о планировке участка, а также о стиле и тяжелой болезни


(для новых френдов: другие посты из этой серии можно найти по тегу "дача")


- Скажите, а кто тут кругом живет? - спросила она.

     - В этой стороне- Кот помахал в воздухе правой лапой,- живет некто
Шляпа. Форменная Шляпа! А в этой стороне,- и он помахал в воздухе левой
лапой,- живет Очумелый Заяц. Очумел в марте. Навести кого хочешь. Оба
ненормальные. 
- Зачем это я пойду к ненормальным? - пролепетала Алиса.- Я ж... Я
лучше к ним не пойду...



     - Видишь ли, этого все равно не избежать,- сказал Кот,- ведь мы тут
все ненормальные. Я ненормальный. Ты ненормальная.



     - А почему вы знаете, что я ненормальная? - спросила Алиса.



     - Потому что ты тут,- просто сказал Кот.- Иначе бы ты сюда не
попала.
Л. Кэрролл. "Приключения Алисы в стране чудес"





Итак, пришла весна 2006-го. Пора было начинать работу с участком. План участка у меня был, осталось воплотить его в жизнь. Для начала я решила вынести этот план в натуру.

Купив десятиметровую рулетку, большой моток бечевки и настрогав из остатков стройматериалов кучу колышков, я стала размечать на участке все строения и зоны, отраженные на бумажном плане. Сразу встал вопрос – как отложить прямой угол? Дурацкие советы типа «возьмите большой прямоугольный лист чего-нибудь» я отвергла сразу – у меня не было больших листов. А те маленькие, которые были, давали такую погрешность, что мои перпендикуляры к забору пересекались между собой уже через несколько метров.

- Не иначе, у меня на участке портал в параллельную вселенную, - думала я, сделав первую попытку. – Какая-то улитка пространства - Лобачевский сломит ногу.

Конечно, можно этот прямоугольник нарисовать, а потом, взяв две бечевки одинаковой длины, вывести диагонали. Можно. Но вы когда-нибудь пробовали это сделать в одиночку? Нет? Попробуйте, только предварительно засеките время. Сделав стописятый круг в попытке выровнять эти проклятые диагонали, я справилась с задачей, отложив площадку от ворот вглубь территории. Но разметка всего участка могла занять не одну неделю – объектов было много.

Вопрос  надо было решать как-то иначе. Решение оказалось простым – спасибо соседке (привет, Ольга Николаевна!), поделившейся со мной вековой мудростью.

- Для того, чтобы отложить прямой угол, достаточно куска веревки. Есть такое устройство – египетский треугольник, - сказала она мне. – Египтяне с его помощью углы у пирамид выводили, так что для твоего сарая точности измерений хватит.

Делюсь с вами этой замечательной идеей – это должен знать каждый дачник. Берете веревку длиной 12 метров плюс еще чуть-чуть – чтобы связать концы узлом. То есть после связывания длина веревочного кольца должна быть ровно 12 метров. Теперь краской или фломастером наносим на веревку метки. Узел возьмем за первую точку, вторую метку ставим через 3 метра, третью – еще через 4. В результате на веревке отмечены три куска длиной 3, 4 и 5 метров.

Вам нужно отложить перпендикуляр к забору в определенной точке? Вбиваем в эту точку колышек. Второй вбиваем тоже около забора на расстоянии трех метров от первого. Надеваем на них веревочное кольцо так, чтобы метки, отмечающие трехметровый отрезок веревки, легли на эти колышки. А теперь отходим, держа в пальцах последнюю метку до тех пор, пока веревка не натянется. Четырехметровый отрезок будет идти по отношению к забору ровно под прямым углом. Сумма квадратов катетов равна квадрату гипотенузы.

Восхитившись таким гениальным решением, я быстро разметила участок и для наглядности вдоль всех колышков натянула бечевку. Теперь я могла видеть глазом, как пойдут стены будущего большого дома, и как будет стоять сарай. Края дорожки, идущей вдоль всего участка, я тоже отметила веревочкой. Обозначила пруд и сад. То, что я увидела, мне понравилось. В целом.

Но оказалось, что сарай слишком мал и расположен слишком близко к забору – если посадить зеленую изгородь, между ней и стеной уже будет не пройти. Пришлось увеличить его размеры и перенести на метр в сторону. Пруд оказался слегка сдвинутым в угол – я перетащила его контуры так, чтобы с террасы большого дома открывался вид на водопад.

Кроме того, на зону сада падала тень от сарая. Я таскала колышки и так, и эдак, засекала положение солнца на небе в разное время дня. Если здесь будет сарай, когда солнце выглянет из-за его крыши и осветит вот этот участок? Сколько часов прямого солнца достанется дереву, которое будет расти на этом месте? В конечном итоге зону сада я отодвинула максимально близко к большому дому, а в тенистую часть в этом углу отвела под цветник. Все остальное было хорошо.

Целый месяц я ходила по участку, спотыкаясь о веревочки - поправляла контуры дорожек, сглаживала углы. Спотыкалась до тех пор, пока передвижение по участку не стало удобным – все дорожки соединяли между собой разные зоны наилучшим образом, а перспектива участка из каждой точки стала понятной. Это определяло дальнейшие шаги – куда сажать растения, разделяющие (или объединяющие) границы разных зон между собой.

Итак, план участка был готов. Осталось решить, что именно я буду сажать. Чтобы ознакомиться с тем, что растет на наших почвах, я пошла в гости к соседям. Старые, вернее сказать, старомодные участки меня не интересовали. В самом деле, не буду же я сажать картошку и заводить бесконечные километры грядок. Мне были интересны участки с дизайнерскими решениями, даже если роль дизайнеров исполняли сами хозяева. Особенно привлекательным было то, что сажалось относительно недавно – за последние годы ассортимент декоративных растений вырос в разы.

Увиденное меня потрясло. На участках сажалось и росло все – причем одновременно и рядом. Около вполне современных стильных домов были понатыканы просто заросли из разномастных деревьев, кустарников и цветов.

Одна из соседок, строившая дом параллельно со мной, каждую неделю привозила с ярмарок и из питомников множество растений. Из окон ее новенького внедорожника торчали стволы и ветки, как из кузова КАМАЗа, выезжающего с лесоповала.

- Куда ты их сажаешь? – удивлялась я.

- Приходи, сама посмотришь, - с гордостью пригласила она.

Я пришла. Елки, клены, сосны, сирень и пионы торчали из всех углов участка.

- Ты же собиралась строить большой дом?  Вот на этом месте! А теперь тут растут деревья.

- Это все будет пересажено! – махала рукой она.

- Зачем? Почему сразу не посадить на правильное место?

- Мне некогда! Пусть пока подрастут, а потом найдем, куда их пристроить.

Вы думаете, это шутка? Такой ответ я слышала от разных соседей. Бесконечно удивительна способность множества людей проживать жизнь, как черновик, предполагая, что когда-нибудь наступит день, и все можно будет переделать наилучшим образом.

В конце концов я тоже отправилась в садовый центр. И заболела. Все мое недоумение, возникавшее при взгляде на соседей,   исчезло. В тяжелой форме я заболела тем, что Курдюмов называет «сажальной болезнью».

Разнообразие фантастических растений поразило мое воображение. Названия звучали, как музыка сфер. Румелийская сосна! Жимолость каприфоль! Сассифрага! Японская спирея – ооо! – сорт «золотое пламя». Хочу! Хочу! Хочу!

Вот этот кустик с рубиновыми листьями, и голубой можжевельник, и горную сосну, и японский клен заверните тоже!

Вечером я била себя по рукам и давала клятву начать с понедельника новую жизнь. Но наступали следующие выходные, и я опять отправлялась за саженцами. Правда, в отличие от соседей, я их не сажала, а просто ставила в ряд на отмостку дома. До того времени, пока я найду им место. Места не находилось. Помимо плана, у участка должен быть стиль. А я никак не могла принять решение.

«Стиль – это человек», - сказал Бюффон и был бесконечно прав. Мы имеем представление, пусть и смутное, о стиле интерьера. С возрастом вырабатываем свой стиль в одежде. Вряд ли нормальной женщине придет в голову надеть блузку со стразиками вместе с адидасовскими шароварами. Но на участках я встречала все – альпийские горки в огороде и «японские садики», устроенные под березами. Розовые кусты втыкались рядом со смородиной, а пышные купеческие пионы росли, окруженные элегантным низкорослым вереском. Я бросилась читать литературу. Стилей садов оказалось множество. Ниже я приведу описания нескольких из них, взятых в Интернете.

Регулярный стиль

Регулярный стиль (формальный, классический) характеризуется прямыми линиями, геометрически подстриженными формами садовой растительности и цветочным оформлением регулярных форм, строгим распределением архитектурных и садовых элементов. Регулярный стиль достиг своего расцвета в XVII в. во Франции и связан с именем Людовика XIV. Версаль - загородная резиденция короля - наиболее ярко отражает идею централизации власти и прославления "короля-солнца". Прямые аллеи, лучами сходящиеся к центру (дворцу); символика власти, отраженная в парадных цветниках; причудливые формы стриженых деревьев, зеркальная гладь искусственных водоемов - все это символизирует абсолютную власть монарха не только над людьми, но и над природой. Ценность этого стиля заключается в том, что благодаря четкости и ясности геометрического членения садового пространства создаются наиболее благоприятные условия для подчеркивания торжественности и парадности. Основой регулярного стиля почти всегда является какое-либо архитектурное сооружение, а декоративным растениям отводится подчиненная роль. Вследствие этого особое внимание уделяют поддержанию постоянства формы растений путем искусственной стрижки и специального подбора мало изменяющихся по форме растений. Регулярный стиль требует ровных площадей. При их отсутствии устраивают террасы полукруглой формы. Посадки часто ограничиваются несколькими ярко цветущими видами кустарников. Общее впечатление усиливает дорожка, которая обычно является главным акцентом в регулярных садах. По центру сада устанавливают скульптурные композиции, бассейн или клумбу.
(взято отсюда)

Английский (пейзажный) сад

Ris_8_big

Английский (пейзажный) сад  предполагает естественность в размещении элементов и большую плавность линий, имитируя природный ландшафт: извилистые дорожки, живописные водоемы, "натуральные" композиции из растений, которые высаживаются ярусами (деревья, кустарники, подлесок, цветы).

Для пейзажного стиля ландшафтного дизайна характерен неровный рельеф, чередование плоских участков, возвышенностей, склонов, оврагов, природных водоемов. Сад, оформленный в пейзажном стиле, подражает природному ландшафту, в нем отсутствуют прямые линии и оси. Первостепенное значение такого дизайна ландшафта имеют композиции из деревьев и кустарников, сочетание цвета и фактуры листьев, распределение света и тени в саду. Используются в основном породы деревьев и кустарников, растущие в данной местности. Все водоемы, даже искусственного происхождения, должны носить ярко выраженный природный характер: неровная береговая линия, естественное обрамление (галька, песок, околоводные растения). Извилистые дорожки объединяют отдельные элементы сада. Дорожки выполняются из природных материалов: дикого камня, спилов стволов деревьев, газона, устойчивого к вытаптыванию, а также кусков коры деревьев.
(взято отсюда)

Японский сад

Японский сад - это прежде всего философия, мировоззрение и миропонимание. На Востоке, и прежде всего, в Китае и Японии, садовому искусству с глубокой древности уделялось огромное внимание. В японских садах в центре внимания на первое место выступают песок, галька, карликовые растения, причудливые ручьи, камни. Для японского сада характерна атмосфера таинственности, что и положено в основу паркового дизайна. В японском городском саду на нас воздействуют не только красота и совершенство форм, но и весь дух вещей, внутреннюю силу которых мы ощущаем на каждом шагу. Если попытаться перенести японский парк в какую-либо иную страну, то ничего не получится. Дух, атмосфера - вот что главное в японском парке. Сады и парки Японии отражают многие стороны национального характера и рассчитаны не на внешнее подчеркивание различных элементов природы, а на побуждение человека к любованию и созерцанию. Согласно дзэн, внешнее не существенно, главное находится внутри. Таким образом, основное назначение архитектуры садов и парков Японии - вызывать у человека ощущение красоты в обычном, простом, каждодневном. А это особенно важно в городской, урбанистичной и технологизированной среде.

Современные японские сады бывают трех типов: холмистые, равнинные и пересеченные. Главной особенностью холмистого сада является холм, дополненный прудом и водяным потоком ("холм и вода"). Равнинный сад не имеет даже малейших ухабин, он плоский, как стол. В планировке сада используют камни, деревья, каменные фонари, резервуары с водой и источники. Собранные вместе по вкусу архитектора, они неповторимы.

Японский пересеченный ландшафтный сад - это творение служителей культа и садоводов-профессионалов. Этот сад воспроизводит миниатюрную модель гористого региона Японии с небольшим озером, имеющим островок, оригинально размещенными камнями, декоративными каменными фонарями, мостиками и переходами. Камень в его первозданной форме является главным атрибутом японского парка. Японский сад камней - уникальное сооружение. Основная площадь его засыпана песком или мелкой галькой, а на ней как бы в беспорядке разбросаны группы неотесанных камней. Однако беспорядочность только кажущаяся. Расположение групп и композиция камней в группах подчиняются правилам, исходящих из мировоззренческих концепций дзэн-буддизма. Камни в группах располагают по три в соответствии с буддийской триадой. Сады камней функционально предназначены для медитаций, отстранения от мирской суеты и повседневных проблем.
(взято отсюда)


Сад в стиле «кантри»

18-kantri

Стиль кантри или, иначе говоря, "деревенский" - наиболее свободный и демократичный вариант из всего многообразия ландшафтных решений. Это сад для тех, кому нравятся крупные, яркие цветы на клумбах, цветущие плодовые деревья, нарядные грядки с овощами, незамысловатая садовая мебель, естественные материалы садовых дорожек. Правда, ухода такой сад потребует немного больше, чем сад естественный или пейзажный, но те, кому по душе растения стиля кантри, с большой радостью позаботятся о них. Традиционный русский сад в деревенском стиле хорошо знаком каждому из нас. Здесь за деревянной оградой посажены яблони, груши, иногда лещина, принесенная хозяином из леса. В более южном варианте обязательная примета такого сада - подсолнухи, опирающиеся на плетеную изгородь, и возвышающиеся едва ли не до самой крыши беленого домика мальвы. Стиль кантри - это не только плодовые деревья, яркие пышноцветущие растения, красивые красные перцы, помидоры, грядки салатов, зеленных культур и весьма графичные тыквы. Это своего рода царство аксессуаров.

Самые распространенные элементы, часто называемые "американизмами" - это колеса от телеги, соломенные чучела и декоративные статуэтки. Их не должно быть много, иначе сад будет выглядеть чрезмерно перегруженным деталями, ненастоящим. Гораздо большую прелесть ему придадут красиво сделанный колодец, яркая скамейка у входа в дом, мощеная терраса, увитая девичьим виноградом, или беседка в укромном уголке. Решив поставить рядом с клумбами декоративную тележку, хорошо продумайте композицию растений, которая будет ее украшать. Очень уместно смотрятся в деревенском саду цветочные растения или декоративные овощные культуры в жестяных емкостях - прохудившихся ведрах, бидонах, лейках. Хорошо бы, чтобы все ваши "поделки" такого рода сопровождал элемент юмора. Такой сад - лучший выбор для творческих натур, которым скучно в рамках строгих канонов классики, руки которых так и тянутся смастерить новую скамейку или тележку, вырезать симпатичную деревянную зверушку и посадить еще один цветок, ярче и пышнее прежнего...
(взято отсюда)


Мавританский, китайский, голландский, романтический, средиземноморский, топиарный – и у каждого стиля свои правила, каноны и подбор растений. От разнообразия подходов кружилась голова, но выбрать что-то конкретное было трудно.

Регулярный стиль? Я не Людовик XIV. И заниматься бесконечной стрижкой геометрических клумб у меня не было ни малейшего желания.

Английский сад? Уже ближе. Но он требует неровного рельефа местности и несколько большего пространства. На моем ровном, как стол, участке, создавать овраги и склоны мне бы не хотелось.

Японский сад? Для этого нужно быть японкой. Каждый элемент такого сада глубоко символичен. Что я знаю об этих символах?

Сад в стиле кантри? Вот уж нет. Все эти телеги и ведра на фоне тыкв ничуть не радовали бы мне глаз.

Я выросла в Прибалтике. Хвойные и декоративно-листовые растения были для меня естественной средой обитания. В этом направлении я и хотела двигаться. Рассмотрев купленные мной саженцы, я обнаружила, что все они в общем-то соответствовали такому минималисткому подходу в устройстве ландшафта и вполне сочетались между собой. Пора было начинать посадки.

Резюме

1. Еще раз хочу напомнить о важнейшем этапе в устройстве участка – создании плана. Я уже писала об этом, но готова подчеркивать важность планирования снова и снова. Удивительно, но почти никто не прорабатывает план перед началом строительства.

– «У меня все в голове», - вот типичный ответ на вопрос о том, спланирован ли участок.

Нарисуйте план! Он избавит вас от необходимости переделки множества вещей и пересадки множества растений, которые окажутся не на своих местах.

Привяжите план к сторонам света по компасу. Неделю назад сосед, недавно купивший участок в нашем садоводстве, с пеной у рта доказывал мне, где именно находится юг. В полдень солнце в зените, ага. Только он забыл, что время в Петербурге московское, да еще переведено на один час вперед. Поэтому солнце попадает в зенит в 2 часа с минутами, а вовсе не в 12.

2. Выберите стиль участка. Он так же говорит о вкусе хозяина, как и одежда. И даже здоровые и ухоженные растения не спасут положения, если стиль не выдержан, как не спасает впечатление о человеке дорогая, но безвкусная одежда.

3. Не гонитесь за количеством и разнообразием растений. Одна из соседок с гордостью говорила мне, что у нее на участке в 8 соток растет больше 80 видов цветов. Честно говоря, ногу на этом участке поставить просто негде, и цветов как таковых не видно – только мешанина из листьев и стеблей, мешающих друг другу расти.

Tags: дача
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 62 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →