Татьяна (s0no) wrote,
Татьяна
s0no

В предыдущем посте я писала о преданности привычным моделям поведения, которую проявляет огромное количество людей. В отдельно взятых случаях эта особенность психики мешает жить – снижает эффективность деятельности, а иногда и вовсе приводит к нулевому результату.

Мы считаем свое поведение правильным, если часто видим других людей, ведущих себя подобным образом. В психологии это называется принципом социального доказательства.

Конечно, «другие люди» при этом должны принадлежать к той культуре, с которой мы себя идентифицируем. Например, христианин, попавший в мусульманское общество, не станет творить намаз только потому, что это делают другие.

Кроме того, «другие» должны относиться к той же возрастной группе. Подросток вряд ли будет вести себя так же, как тысяча окружающих его старушек. Но может моментально перенять манеру поведения других подростков, даже если их количественно гораздо меньше, чем людей из других возрастных групп.

Подвержены этому влиянию все, хотя и в разной мере. Причем этот механизм работает на подсознательном уровне. Человек может возмущаться мусором на городских улицах, но при этом запросто сам бросит окурок или обертку от жвачки – грязно, потому что так делают все вокруг! Социальное доказательство работает.

Пожалуй, самая чувствительная к этому виду влияния группа – это дети. Для них это один из способов социализации – усвоения человеческого опыта. На этом принципе основаны многие педагогические методики, в том числе методики коррекции поведения.

Bandura, Grusec, Menlove (1967) провели эксперимент с детьми, которые боялись собак. Эти дети по 20 минут в день просто наблюдали, как другой ребенок играет с собакой. Через четыре сеанса у 67% детей фобия исчезла. Впечатляет, правда?

Когда следующий раз вы будете перебегать со своим ребенком дорогу на красный свет, оправдывая себя тем, что вблизи машин не видно, вспомните об этом эксперименте. Даже если вы каждый вечер вместо сказки читаете сыну ПДД, усвоена будет модель реального поведения – она социально доказана.

Этим механизмом устойчиво и успешно пользуются рекламные агентства: «Покупайте зубную пасту «Вырвизуб»! Ее рекомендуют 90% стоматологов!» В качестве основной движущей силы в этом случае вам предлагают именно принцип социального доказательства.

Так что, сталкиваясь с нежеланием людей изменять привычные стратегии деятельности, отнеситесь к этому с пониманием. В конце концов, эта черта позволяет нам сохранять мир стабильным, не выдумывая каждое утро новые правила игры.

 

А теперь признавайтесь, френды, как изменилось ваше поведение после того, как вы пришли в ЖЖ. Что именно вы стали делать (или не делать) благодаря социальным доказательствам, полученным в блогосфере?

Ну, например, стали материться. Или откровенно рассказывать о своих переживаниях вслух своим читателям – малознакомым, а то и вовсе незнакомым людям. Или делать что-то еще, что  не позволяли себе до того, как продали душу дьяволу завели себе журнал. Просто потому, что это делают все.

Tags: пси
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 71 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →