Татьяна (s0no) wrote,
Татьяна
s0no

Category:

Ветхий Завет. О происхождении рода человеческого.

Открыла вчера Ветхий Завет в поисках ответа на один вопрос. Открыла и зачиталась, забыв,  чего я хотела в начале. Согласитесь, что все, что мы читаем, мы воспринимаем по-разному в зависимости от возраста, жизненного опыта и настроения. И, открывая одну и ту же книгу в разные периоды своей жизни, прочитаем ее совершенно по-другому.

Вчера я начала с начала. Буквально от сотворения мира. Феерическая картина открылась моим глазам!

Бог создал землю за шесть дней. В последний из этих дней он сотворил человека.

..27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.
1.28 И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.
1.31 И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой.


Однако после этого акта творения Адам и жена его Ева вовсе не кидаются плодиться и размножаться, а поселяются в Эдеме, где неопределенно долгое время сохраняют невинность. Такое ощущение, что о существовании секса они даже не подозревают. Сколь долго продолжалась райская жизнь, история умалчивает. Катаклизмами она не омрачалась. Все обитатели Эдема, включая хищных зверей,  практиковали строгое вегетарианство.

 1..29 И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; -- вам сие будет в пищу;
1..30 а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому [гаду,] пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так.

 Нельзя было есть плоды только двух деревьев.

9 И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла.

 Произошедшее далее событие широко известно. На сцену выступает змей-искуситель.

3.1 Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?  

Простодушная Ева объяснила ему суть ограничений.

3.2 И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть,
3.3 только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть.

Змей выдвигает свою версию.

3.4 И сказал змей жене: нет, не умрете,3.5 но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло.

Согласитесь, что авторитетность источников несколько разная. Но, вопреки всякой логике, Ева верит словам змея, и вкушает запретный плод.

3.6 И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел.

 Разгневанный господь проклинает змея:

3.14 И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей;

Наказывает Еву:

16 Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою.

И моделирует незавидную участь Адаму:

3.17 Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей;
3.18 терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою;
3.19 в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься. 

После этого прародители рода человеческого изгоняются из рая, при этом  формулировка приговора кажется мне  чрезвычайно интересной:

22 И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно.

Видите: изгнание происходит не за то, что он согрешил и вкусил от древа познания, а для того, чтобы он не вкусил еще и от древа вечной жизни!

Интересным кажется еще и использование местоимения «мы» в этой фразе. Я понимаю, что перевод с языка оригинала накладывает свой отпечаток, но тем не менее: Адам стал не «таким, как Я», а «стал как один из Нас».

 Зачем же Адам и Ева были помещены в рай? С одной стороны, в день творения их предназначение вроде бы было озвучено: наполнять землю и владычествовать над всякими гадами. С другой стороны, жизнь в стерильно-безмятежном раю на фоне полного отсутствия сексуально-полового просвещения никак выполнению этой  программы не способствовала. Вернемся немного назад по тексту книги и посмотрим, как происходило заселение райских кущей.

2.8 И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал.
2..9 И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла.


Спрашивается: а зачем было сажать эти упомянутые два дерева? Жил бы Адам в раю без них, и не случилось бы греха. Однако деревья сажаются одновременно с помещением в рай человека. Да и фигура змея очень подозрительная. Зачем ему было соблазнять Еву? Она хотя бы познала добро и зло, а что получил он, кроме божественного проклятья?

 У меня лично возникает впечатление, что этот пресловутый «золотой век» в истории человечества – не более чем инкубационный период, необходимый для «дозревания» способности к самостоятельной жизни свежеиспеченных человеческих существ. А змей представляет собой некую тестовую программу, время от времени проверявшую степень их готовности. Кто сказал, что процесс искушения проходил однократно?

Итак, прародители изгоняются из рая. Далее продвинутые на пути познания Адам и Ева наконец приступили к размножению.

4.1 Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа.
4.2 И еще родила брата его, Авеля. И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец.

 По непонятным причинам Господь выказывает им разную степень благоволения.

 4.3 Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу,
4.4 и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его,
4.5 а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его.

 Сильно огорченный Каин решает эту проблему просто: убивает Авеля и врет Господу:

4.9 И сказал Господь [Бог] Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему? 

За наказанием дело не стало: рассерженный господь назначает Каину быть «изгнанником и скитальцем на земле».

А дальше начинается какой-то антропологический детектив.


4.16 И пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Едема.
4.17 И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха. И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох.

 Да где же он взял себе жену?! Из предыдущего текста следует, что к этому времени на, прямо скажем, малонаселенной земле жили всего три человека: Адам, Ева и он сам. Однако это не мешает событиям развиваться дальше.

4.18 У Еноха родился Ирад [Гаидад]; Ирад родил Мехиаеля [Малелеила]; Мехиаель родил Мафусала; Мафусал родил Ламеха.
4.19 И взял себе Ламех две жены: имя одной: Ада, и имя второй: Цилла [Селла].

 Жены продолжают появляться как из-под земли, а тем временем генетический банк человечества пополняется за счет персонажа, заменившего убитого Авеля:

4.25 И познал Адам еще [Еву,] жену свою, и она родила сына, и нарекла ему имя: Сиф, потому что, [говорила она,] Бог положил мне другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин.

 Правда, в следующей главе вносится поправочка о том, что дочери у Адама вроде бы были, хотя и позже.

5.3 Адам жил сто тридцать [230] лет и родил [сына] по подобию своему [и] по образу своему, и нарек ему имя: Сиф.
5.4 Дней Адама по рождении им Сифа было восемьсот [700] лет, и родил он сынов и дочерей.


Но следующий абзац поверг меня просто в полное недоумение:

 6.1 Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери,
6.2 тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал. 
6.3 И сказал Господь [Бог]: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет.
6.4 В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди.  

Вы что-нибудь понимаете?  Сыны Божии увидели дочерей человеческих.  Кто есть сыны Божии? И кто – дочери человеческие? Для меня эта фраза звучит примерно так: «Приземлившийся  экипаж звездолета увидел самок племени кроманьонцев и решил, что после долгого воздержания и такие сойдут они красивы». От этого космического мезальянса стали рождаться исполины – сильные, издревле славные люди.


Пункт 6.3. очень интересен, но тоже непонятен. Кто кем пренебрегал – Дух человеками или человеки Духом? И почему окончание этого пренебрежения выразилось в ограничении срока эксплуатации человеков 120-ю годами?

 Есть ли среди моих френдов продвинутые люди, способные ответить на вопросы, заданные в последних двух абзацах?  Каково официальное толкование РПЦ этой части Книги Бытия? Приветствуются интерпретации, не содержащие призывов к ожиданию благодати и разъяснений с помощью божественных откровений.

 А я пошла читать Ветхий Завет дальше. Продолжение следует.

 


Tags: книги
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 28 comments