Татьяна (s0no) wrote,
Татьяна
s0no

Categories:
Перечитываю книгу, которая 30 лет назад произвела на меня большое впечатление. Написана она почти 300 лет назад. Лорд Честерфилд переписывался с сыном. Собственно, вся книга - это просто тексты писем, в которых отец дает советы своему ребенку.

Текст воспринимается по-особому, когда знаешь, что в 1739 году, которым датируется первое из писем, сыну лорда не было еще 9 лет. Так воспитывались аристократы духа.

А под катом - несколько цитат.
20 ноября 1739 г.
Ты занят историей Рима; надеюсь,  что  ты  уделяешь  этому
предмету  достаточно внимания и сил. Польза истории заключается
главным образом в примерах добродетели и порока людей,  которые
жили  до  нас:  касательно них нам надлежит сделать собственные
выводы. История пробуждает в нас любовь к добру  и  толкает  на
благие  деяния;  она показывает нам, как во все времена чтили и
уважали людей великих и добродетельных при жизни, а также какою
славою их увенчало потомство,  увековечив  их  имена  и  донеся
память  о  них  до наших дней.
Немало величайших людей   древности   умерло  такими  бедными,
что  хоронить  их приходилось за государственный  счет.  Живя  
в  крайней  нужде, Курий,  тем  не  менее, отказался от крупной 
суммы денег, которую ему хотели подарить самнитяне, ответив, 
что благо отнюдь  не  в том,  чтобы  иметь  деньги  самому,  а
лишь в том, чтобы иметь  власть над теми, у кого они есть.

Без даты
Человек невежественный ничтожен и достоин  презрения;  никто  
не  хочет находиться  в  его обществе, о нем можно только 
сказать, что он живет, и ничего больше. Есть хорошая французская
эпиграмма  на смерть  такого невежественного, ничтожного человека.
Смысл ее в том, что сказать об этом человеке можно только  одно:
когда-то он  жил,  а  теперь  -  умер.
Без даты
Честолюбие  же  человека   умного   и   порядочного
заключается  в  том, чтобы выделиться среди других своим добрым
именем  и  быть  ценимым  за   свои   знания,   правдивость   и
благородство,  качества, которые нигде не могут быть куплены, а
могут быть приобретены только тем, у кого ясная голова и доброе
сердце.


Без даты
Помни,  что только человека вежливого и такого, у которого
вежливость эта непринужденна (что, собственно  говоря,  и  есть
признак  его  хорошего  воспитания), любят и хорошо принимают в
обществе,  что  человек  дурно  воспитанный  и  грубый,  просто
непереносим,  и всякое общество старается от него избавиться, и
что человек застенчивый неминуемо становится смешон. Так как  я
уверен,  что ты запомнишь все, что я говорю, и последуешь моему
совету в жизни, я надеюсь, что, когда  тебе  исполнится  девять
лет,   ты   не  только  будешь  лучшим  учеником,  но  и  самым
воспитанным мальчиком среди своих сверстников в Англии.


25 июля 1741 г.
...Я перечислил все, чего тебе не следует делать;  теперь  ты
легко  поймешь, как ты должен себя вести, и, если ты отнесешься
с должным вниманием к манерам людей светских и много бывавших в
обществе, все это станет для тебя естественным и привычным.
     Существуют также  неловкости  речи,  употребление  слов  и
выражений,   которых  самым  тщательным  образом  следовало  бы
избегать, коверканье языка, дурное произношение, всем надоевшие
поговорки и избитые пословицы, свидетельства того, что  человек
привык  бывать  в  низком и дурном обществе. В самом деле, если
вместо того, чтобы сказать, что у людей бывают разные вкусы и у
каждого человека - свой, ты  разрешишься  пословицей  и  скажешь:
"Всяк  молодец  на  свой  образец"  или  "У  всякого скота своя
пестрота", люди вообразят, что ты всю жизнь провел  в  обществе
одних только горничных и лакеев.
     Все  дело  здесь  во  внимании; без внимания нельзя ничего
достичь: недостаток внимания есть не что иное,  как  недостаток
мысли,  иначе  говоря  -  либо  глупость,  либо  безумие. Тебе
надлежит не только быть внимательным ко всему, что  ты  видишь,
но и уметь быстро во всем разобраться: сразу же разглядеть всех
находящихся в комнате людей, их движения, взгляды, вслушаться в
их  слова  и  при  всем  этом  не  впиваться в них глазами и не
показывать вида, что их наблюдаешь. Эта  способность  быстро  и
незаметно  разглядеть  людей  необычайно  важна в жизни, и надо
тщательно ее в себе развивать. Напротив, рассеянность,  которая
есть не что иное, как беспечность и недостаток внимания к тому,
что происходит вокруг, делает человека до такой степени похожим
на  дурака  или  сумасшедшего,  что я, право же, не вижу особой
разницы между всеми тремя. У дурака никогда не было способности
мыслить; сумасшедший потерял ее; а человек рассеянный на  время
тоже ее лишился.
Весь текст книги лежит здесь.
Tags: книги
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 28 comments