Татьяна (s0no) wrote,
Татьяна
s0no

Купив электронную книгу, я кинулась наверстывать упущенное за последние годы. Скачала всего и много. Вчера дочитала роман Владимира Сорокина «Роман». До сих пор хожу в растрепанных чувствах. Такое ощущение, что босой ногой наступила на чью-то блевотину.

Для тех, кто эту вещь не читал, кратенько излагаю содержание.

Действие происходит в русской деревне конца 19 века.  К тетушке и дядюшке возвращается из Москвы племянник, отказавшийся от карьеры адвоката и решивший посвятить себя живописи. Чаепития с гостями и без, походы в церковь, охота, красоты русской природы – все описывается хорошим русским языком. Но эта стилизация под Тургенева быстро порождает ощущение фальши, усиливающейся с каждой страницей.
На протяжении трех четвертей романа практически ничего не происходит. Переживания главного героя (именно его зовут Роман), его навязчивая религиозность и размышления о свободе и душевной чистоте крестьян набивают оскомину очень быстро.

Потом герой влюбляется и назначает свадьбу прямо на следующий день. Лубочные картины праздника с неизменным поросенком с хреном, крестьянскими плясками и дракой усиливают ощущение фальши до предела.

И тут оно начинается. Попрощавшись с гостями, молодые поднимаются наверх в спальню. Вместо того, чтобы броситься друг другу в объятья, выражая свою неземную любовь, о которой назойливо говорится в каждом абзаце на предыдущей сотне страниц, они начинают распаковывать подарки, лежащие в комнате.

Последним из них оказывается топор, завернутый в бархат. Молодая жена звенит деревянным колокольчиком, подаренным ей деревенским юродивым. Роман берет топор и методично убивает всех, кто находится в этот момент в доме – тетушку с дядюшкой,  приемного отца жены, гостей, повара, слуг. Потом выходит в деревню и отрубает головы всем ее жителям – батюшке, соседям-помещикам, мужикам, их женам, детям и собакам. Разрубив животы трупам, он вытаскивает кишки и складывает их в церкви. Там же он складывает кирпичи, зачем-то вырубленные из печей в домах жертв. Потом устраивает на алтаре пирамиду из их голов. Потом отрубает голову молодой жене, которая все это время ходит за ним и звонит в колокольчик. Потом он снимает с нее кожу и привязывает ее к своей спине, используя вместо веревки ее же кишки. Потом рубит ее тело на крупные куски. Потом на мелкие. Потом разрубает мелкие куски в кашицу, смешивает ее с собственным калом и съедает.

Конец последнего абзаца книги выглядит так: «Роман пошевелил. Роман качнул. Роман пошевелил. Роман застонал. Роман дернулся. Роман пошевелил. Роман дернулся. Роман застонал. Роман пошевелил. Роман вздрогнул. Роман дернулся. Роман пошевелил. Роман дернулся. Роман умер».

Я понимаю, что трэш уже не вызывает у общества такого отторжения, как раньше. Но у любой субкультуры есть какой-то смысл.

Ломаю голову. Зачем написан этот роман? Зачем его печатают и переводят на другие языки? Зачем его читают?

Помогите мне, френды. Картина если не мира, то современной культуры закачалась перед глазами. Вот-вот рухнет.

Tags: книги
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 88 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →