Татьяна (s0no) wrote,
Татьяна
s0no

Об отделении мух от котлет, или Оставьте гениев в покое

В топах висит пост о моральном облике Майи Плисецкой. Автор разбирает по косточкам ее воспоминания и показывает, какой гнусной личностью была великая балерина. И людей она презирала, и аборт сделала, и ГУЛАГ с фашистскими концлагерями путает.  В общем, балерина она великая, а человечишко так себе. Унасекомить гения - сладкое занятие, пост получился длинным.

И некая девушка пишет в комментах, что вот, дескать, Окуджава для нее перестал существовать, когда начал оправдывать терроризм, а теперь еще и Плисецкая. Очень интересное заявление. Что, текст песен Окуджавы изменился? Нет. Музыка стала другой? Тоже нет. Так что ей мешает слушать их дальше? Как взгляды автора на некие политические события изменили ее восприятие этих песен?

Жизнь устроена сложно, и множество (если не большинство)  великих людей, создавших прекрасные произведения, на которых воспитывались целые поколения, в быту выглядели так, что порядочный человек не стал бы иметь с ними никакого дела. Хотите примеров? Сколько угодно.

Антон Палыч Чехов был психастеником и трусом, впадающим в ужас от одной мысли о ситуации, которая не угрожала, а лишь могла нести в себе угрозу жизни или здоровью.

Тургенев был самовлюбленным патологическим лжецом, рассказывающим о своих подвигах в ситуациях, в которых на самом деле он вел себя трусливо или даже подло.

Николай Лесков, которого называли "самым русским из русских писателей", в семейной жизни был тираном и самодуром, отдавшим единственного сына в солдаты.

Достоевский в молодости в компании приятелей изнасиловал крестьянскую девочку, а потом угрызался и писал о слезе ребенка. Однажды в присутствии Тургенева в заграничной гостинице он так орал на слугу, так унижал его и оскорблял, что слуга не выдержал и сказал; "Я ведь тоже человек". Когда гений умер, многие отказались писать некрологи - такова была его репутация среди современников.

Николай Гумилев, муж Анны Ахматовой, писал прекрасные стихи, воспевал мужество и силу духа. А в детстве любил живьем насаживать на палочки лягушек и ящериц. Об этих своих развлечениях как о комических эпизодах он сам рассказывал поэтессе Одоевцевой. Ее он приглашал в подпольные рестораны в голодном и страшном двадцатом году – деньги у поэта были. «Пойдемте и устроим пантагрюэлевскю трапезу», - предлагал начитанный поэт. В секретной столовой он неизменно заказывал борщ и свиную отбивную. Себе. «А девушке принесите стакан чаю», - приказывал Гумилев, принимаясь за еду. В том же году романтичный поэт пытался сдать свою годовалую дочь в большевистский приют для беспризорников – власти пытались спасать детей от голода и холода, хотя это плохо удавалось, есть было нечего.

Мандельштам, будучи сталинском в лагере, воровал чужие пайки. Впрочем, и до лагерей ему случалось прихватывать чужое.

Марина Цветаева  сдала обеих дочерей в приют, потому что занималась творчеством. Работать она не хотела, даже за продуктовые карточки, она хотела творить. Уходя из дома на встречи с поэтами, двухгодовалую младшую, Ирину, привязывала за ногу – чтобы ребенок не ел из помойного ведра. А пшено, которое выдавали по детским карточкам, меняла на табак – она много курила.  Младшая дочь умерла в приюте от голода,  хоронить дочь поэтесса не стала. Похоронили за счет государства в общей могиле. Зато были написаны очень проникновенные стихи об умершем ребенке. «Что видел этот несчастный ребенок, кроме голода, холода и побоев?» - слова из переписки близких знакомых Цветаевой.

Поэт Хлебников оставил в голой степи умирать от болезни своего друга-поэта. Тот чудом выжил, через несколько лет встретил Хлебникова, а тот спокойно сказал: «Я нашел, что степь отпоет тебя лучше, чем люди»…

Михаил Булгаков бросил жену, которая преданно много лет лечила его от наркомании. Он целился в жену из браунинга, кидал в нее горящий примус, вымещал на ней все свои наркоманские муки… Случилось чудо – он выздоровел, после чего жену бросил и женился на гораздо более эффектной женщине. Жилье разменял, немедленно купил ковер. Об этом ковре писал и хлопотал очень много; тревожился – как это без ковра? Известный драматург, писатель, а ковра - нету! Жена так и зачахла в нищей крошечной комнатенке.  (Часть примеров взята отсюда.)



Список этот можно продолжать до бесконечности. Но зачем? Гениальность - это не заслуга человека, это данность, некий божественный дар, способность к трансляции высших образов и истин, идущих не благодаря тебе, а через тебя. Если не выносить за скобки личность гения, если не прощать ему его грехи и слабости, то читать можно будет только Евангелие. Все остальные при пристальном расссмотрении окажутся недостойны.

Tags: житейское
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 194 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →