Татьяна (s0no) wrote,
Татьяна
s0no

Про дачу. Об альпийских горках

При всей моей горячей и нежной любви к альпийским горкам я являюсь противницей их устройства на большинстве садовых участков. Почему? Потому что альпийская горка – элемент садового ландшафта с ярко выраженными стилевыми признаками, не соответствующими средне-русскому пейзажу и, не побоюсь этого слова, менталитету.  Даже самая элегантная альпийская горка смотрится  на фоне грядок с клубникой и аутентичных русских березок так же нелепо, как изящное кольцо от Картье на мозолистой руке с обгрызенными ногтями. 

Сначала давайте разберемся с тем, что такое классическая альпийская горка. 

Несмотря на европейское название, родина этого стиля – Юго-Восточная Азия. Изначально такие горки назывались каменистыми садами, и несли в себе идею максимального  приближения искусственных ландшафтов к естественным, столь характерную для  эстетики востока. Эта эстетика отвергает симметрию и упорядоченность, а также увлечение экзотическими видами растений. Основа таких ландшафтов – местные дикорастущие виды.

В Европе каменистые сады (рокарии) возникли в самом конце XVIII века – в то время, когда у садоводов появился интерес к местной флоре. Но дикие «горцы» не приживались на садовых грядках. Пришлось воссоздавать для них привычные условия обитания. Так и возникли каменистые гряды, горки, стенки сухой кладки.  В конце XIX века «альпийские» сады имели все крупные ботанические сады Европы. Использовались они поначалу исключительно для создания коллекций местных растений.

В ХХ веке рокарии вошли в моду и стали основой для развития нового стиля в садоводстве.

Какими бывают рокарии?

«Альпийская горка» или альпинарий – стиль, наиболее распространенный в конце XIX – начале ХХ веков. Назначение таких садов – показ флоры альпийских высокогорий. Впоследствии в них стали выращивать и иные растения, напоминающие по виду горные.

Такие сады представляли собой террасированные холмы, расположенные одиночно или  образующие подобие горной системы.  Центром такой композиции, ее вершиной, как правило, служил массивный вертикально стоящий камень, символизировавший горный пик.
Еще совсем недавно рокарии такого типа были широко распространены по всей Европе, но внастоящее время их в первозданном виде можно встретить лишь в исторических парках.

«Каменистая горка» - современная интерпретация «альпийской горки». Она может представлять собой либо холм с беспорядочно разложенными по нему камнями, либо фрагмент горного ландшафта.


 

«Архитектурный рокарий» - тип террасированного каменистого сада. Основа композиции – широкие прямоугольные террасы, расположенные на разных уровнях. Стенки сложены из обработанного природного камня. На площадках террас высаживают низкорослые кустарники и медленнорастущие хвойники. В земляные ниши и щели подпорных стенок высаживают ампельные скальные виды – алиссумы, иберисы и им подобные. Разные уровни террас соединены лестницей, которая ведет ко входу в дом.


 

«Ландшафтный рокарий» - стиль современного каменистого сада. Рокарий этого стиля может объединить в единую композицию элементы разных горных образований: скальных выходов, ущелий, впадин, плато, водных каскадов и т.д. Требует большой площади.


 

«Террасированный склон» - наилучшее решение при наличии крутого склона. Такой рокарий представляет собой систему подпорных стенок разной высоты, формы и протяженности. Тип сложения  подпорных стенок – сухая кладка или кладка на раствор.

«Скалы», «утес» - отнюдь не нагромождение камней, а имитация природного выхода горных пород. Их следует создавать лишь при наличии очень крутого склона  и очень крупных обработанных временем каменных глыб.

«Горный склон» - очень сложный ландшафтный сад, условно моделирующий альпийское высокогорье. Он представляет собой горную осыпь, закрепленную группами карликовых сосен.  Совершенно недопустимы вертикально растущие формы – колонновидные или пирамидальные.  Рядом с группами древесных располагают «альпийские лужки» - небольшие куртинки низкорослых и почвопокровных растений.

Можно перечислить еще много разновидностей каменистых садов: «горная долина», «альпийская лужайка», «лесной овраг», «ущелье», «каменистая гряда», «стенка», «водный каскад», «горный ручей», «болотце» и т.д. 

Подробно описать все вариации каменистых садов в одном посте невозможно, да и не нужно. Вы можете найти их в литературе.

Сделаю небольшое отступление и скажу несколько слов о книгах, посвященных каменистым садам. Их сейчас написано множество, и подавляющее большинство из них не несет никакой полезной информации, а представляет собой лишь красочно изданные урезанные варианты энциклопедии садовых растений, из которой выбраны низкорослые виды. О каменистых садах как таковых там написано в лучшем случае несколько слов страниц.   Единственная книга из многих, попадавших мне в руки, которая действительно содержит массу полезной информации, это «Каменистые сады» Ю. Марковского. Очень рекомендую. Приведенная выше классификация каменистых садов и рисунки взяты именно из этой книги.

Кроме этой, им написано еще несколько книг о рокариях: "Альпинарии, горки, каменистые сады" , "Каменистый сад" и "Выбираем растения для каменистого сада".

 

Вернемся к каменистым садам. Итак, основная идея всех типов рокариев – это максимальная естественность, воспроизведение природной среды, вписанное в более широкий ландшафт, окружающий дом и участок. Каков ландшафт в большинстве садовых участков? Ровная, как стол, равнина. Но рокарий – это модно. А раз модно – должно быть! И вырастает посередине газона некий фурункул, сложенный из камней.

Во многих случаях авторы сего ландшафтного изыска нисколько не утруждают себя приданием ему даже отдаленно естественной формы, превращая рокарий в бессмысленную груду валунов. За примерами далеко ходить не пришлось - досточно было поискать Яндексом картинки по запросу "альпийская горка". Вот, любуйтесь.



Судя по кусочку водной поверхности, видимого в левом вехнем углу, этот могильник курган маскирует выход водопада, что не делает его менее уродливым. На совершенно ровном газоне сложены камни с разной фактурой и цветом. Естественностью здесь и не пахнет.



Эта бессмысленная груда камней навалена с нарушением всех законов стиля. Автор сего шедевра, видимо, считает, что достоинство рокария измеряется количеством камня. Чем больше, тем красивше.



На этой горке камни уложены практически в шахматном порядке. Ну такая регулярная горная осыпь. Чего заморачиваться какой-то естественностью?



Еще одна находка дизайнера. Груда камней рядом с цветочным бордюром. Я уже не говорю о том, что траву на этом газончике придется стричь ножницами - газонокосилка ее не возьмет, а триммер буквально размажет обрезки травы по камням - потом попробуйте их отмыть.

Чтобы отбить послеглазие послевкусие от этого дизайнерского кошмара, выложу несколько фотографий японских садов. Что называется, почувствуйте разницу. Кроме первых двух,  это сканы фото из книги Н.С.Николаевой "Японские сады".



Чтобы создать объем на плоской поверхности, не обязательно заваливать ее грудами камней. Это можно сделать с помощью крон растений, а один-два больших камня использовать только как акцент.



Эта композиция настолько прекрасна, что не требует комментариев.



Дворец Кацура. На переднем плане - каменный сосуд для омовения рук, перекликающийся с плоскими камнями, из которых выложена дорожка. Все так просто и функционально, но камень звучит, как камертон, задающий ноту всей композиции.



Еще одна дорожка - на этот раз к чайному павильону. Никаких гор и насыпей, все лаконично и безупречно прекрасно.



Сад храма Дайсэн-ин. Имитация водопада.



Еще одна композиция из сада храма Дайсэн-ин. Камень в форме корабля.



Сад храма Маншу-ин. Опять объем создается кустарниками, а камни лишь лишь подчеркивают естественность композиции.


О том, как я строила свои "альпийские горки", сколько и каких ошибок я совершила, сколько проблем создала своими руками, я напишу в продолжении этого поста.

(окончание здесь)

Tags: дача
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments